ИНТЕРВЬЮ С С.П. ПОЛЯКОВЫМ"

Начало Общая информация Программа Интервью с участниками Фотогалерея

Каково Ваше отношение к теории столкновения цивилизаций Хантингтона, тому месту, которое отводится в ней мусульманскому миру?


Я считаю, что никакого столкновения цивилизаций нет. Мы представляем собой один биологический вид, и если занимаемся истреблением друг друга, то это идет, фактически, естественный отбор: какая цивилизация наиболее приспособлена к жизни. А это, в свою очередь, решается на очень высоком уровне, который сейчас мало исследуется. Это вопрос трансформации энергии и энергетических ресурсов, которым уделяли внимание Вернадский, Вавилов, Менделеев.


Возможен ли диалог и консенсус между цивилизациями, или все будет решаться на уровне естественного отбора?


Диалог, конечно, необходим и ведется, иначе человечество прекратило бы свое существование. Мы все время отбираем наиболее пригодное для той или иной среды, эпохи, и это становится предметом, на базе которого происходит дальнейшее развитие. Вся наша жизнь – трансформация энергетического потенциала.


Согласны ли Вы с тем, что сейчас в мусульманском мире происходят процессы, сходные с тем, что имели место в Европе периода Реформации? Можно ли фундаментализм считать своеобразным эквивалентом протестантских движений периода Реформации?


Это совсем разные вещи. Так нельзя сказать, ибо любая религиозная система отражает дух цивилизации, или тот энергообмен, который существует на той или иной территории. В данном случае все зависит от того, как мы распоряжаемся теми природными ресурсами, которыми нас наградила планета Земля. С моей точки зрения, экосистема – взаимодействие всего материального мира, которое происходит на Земле. Почему это происходит, мы не знаем и вряд ли когда-либо узнаем.


В чем Вы видите социальные корни современного исламского радикализма?


Возьмем пример Средней Азии. За последние 150 лет население региона увеличилось в 7 раз, а пахотные площади, которые может освоить это население – в лучшем случае в 2-2,5 раза. Сейчас идет обратный процесс сокращения этих площадей за счет обезвоживания Средней Азии. Некогда плодородные степи, где выпасался скот, сейчас также обезвоживаются. Людям попросту нечего есть. Это и ведет к радикализму. Все объясняется тем количеством энергии, которое перерабатывает мусульманское общество. Если 50-60 лет назад на душу населения в Таджикистане приходилось примерно 20 соток земли, то сейчас – 3. Таким образом, людям попросту нечего есть.


То есть, Вы считаете, что все определяет только материальный фактор?


Разумеется. Человек борется за право выжить. В то же время, разделение общества на материальное и духовное – вульгарное понимание марксизма: все самым теснейшим образом взаимосвязано.



Интервьюер: Наталья Лебедева, студент 5 курса специальности «Регионоведение».




© Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002
© С.В. Голунов, 2002


Hosted by uCoz