|
Не могли бы Вы кратко охарактеризовать основные направления своих исследований?
Прежде всего, я занимаюсь этнологией и историей Дагестана и Северо-Восточного Кавказа в целом.
Дагестан является самой многоэтничной республикой РФ. Насколько стабильна сложившаяся там система межэтнических отношений? Есть ли шанс избежать серьезных межэтнических конфликтов?
Думаю, что вопрос о существовании межэтнической напряженности более актуален для начала 1990-х гг., когда распалась система Духовного управления мусульман Северного Кавказа на отделения, образованные по этническому признаку: лакское, даргинское, кумыкское и др. На сегодняшний день обсуждение проблемы межэтнической напряженности в республике не является актуальным.
Как известно, в республике существуют серьезные противоречия между традиционалистским и фундаменталистским исламом. Можно ли путем целенаправленной политики эффективно нейтрализовать влияние исламских радикалов? Или, быть может, удастся как-то договориться с ними?
Между традиционализмом и фундаментализмом отсутствуют четкие границы. «Ваххабиты» на Северном Кавказе называют представителей Духовного управления мусульман Дагестана традиционалистами, те же, в свою очередь, отказываются от такого ярлыка и называют традиционалистами «ваххабитов». Традиционалисты также могут быть радикалами, поэтому политика нейтрализации исламского радикализма сталкивается со множеством противоречий. Между различными группами, претендующими на участие в возрождении ислама, идет борьба, в которой применяются не только политические, но даже криминальные методы. Речь идет не об исламистах или традиционалистах, а о различных политических группировках.
Насколько возможно урегулирование чеченского конфликта при сохранении территории Чечни в составе РФ? Может ли в данном случае быть задействован позитивный опыт административной политики России XIX века?
Да, деятельность российской администрации в тот период во многих отношениях действительно носила позитивный характер. Есть смысл в привлечении ученых, теоретиков в целях лучшего понимания местных реалий Северного Кавказа при проведении политики, направленной на стабилизацию ситуации в регионе. Я не политик и не могу двигать отрядами солдат. Конечно, если политики будут все знать об исламе, это кардинально ситуацию в лучшую сторону не изменит, но, тем не менее, нужна консультационная база, используемая при проведении соответствующей политики. «Кавказская война» еще не закончена, и для ее завершения большое значение будет иметь уничтожение существующих мифов об исламе.
Интервьюер: Наталья Лебедева, студент 5 курса специальности «Регионоведение».
© Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002
|