|
Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, помимо прочего, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие, как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь весьма уязвима от антропогенных воздействий.. В результате такого рода нагрузок практически на всей территории Казахстана нарушена естественная способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны.
Экстенсивное развитие сельскохозяйственного производства оставило след в виде деградации земель и оскудения ландшафтов, более 60% территории страны подвержено жесточайшему опустыниванию, что приводит к уменьшению плодородия почв и, как следствие, к сокращению продуктивности животноводства и растениеводства. За 40 лет эксплуатации целинных и залежных земель в результате ветровой и водной эрозии утрачено 1,2 млрд. тонн гумуса.
Интенсивное и нерациональное развитие орошаемого земледелия, а также зарегулирование стока в условиях аридного климата привело к дефициту воды в бассейнах малых и крупных рек южного региона, таких как Или, Сырдарья и др. На глазах одного поколения почти в два раза сократилась площадь Аральского моря.
Аналогичная судьба ожидает озеро Балхаш. При потребности республики в воде в 100 км3 в год существующая обеспеченность составляет 34,6 км3. По водообеспеченности на душу населения Казахстан занимает последнее место среди стран CНГ.
Ежегодно в поверхностные водоемы республики сбрасывается более 200 млн. м3 загрязненных сточных вод. Выявлено более 3 тыс. очагов загрязнения подземных вод, площади которых составляют от нескольких до сотен квадратных километров.
Большинство предприятий перерабатывающего и энергетического комплексов имеет несовершенную технологию, морально и физически изношенные основные производственные фонды, что способствует увеличению количества вредных выбросов.
В атмосферу в начале 90-х годов ежегодно поступало около 6 млн. т загрязнений (50%- теплоэнергетика, 20%-черная металлургия, 13% - цветная металлургия, 4% - химия и нефтехимия). Большинство зон высокого загрязнения атмосферного воздуха совпадает с местами концентрированного расселения людей. В Карагандинской и Павлодарской областях на каждого жителя в 1993 г. приходилось соответственно 10,5 и 7,7 т вредных выбросов.
В результате деятельности предприятий горно-металлургического комплекса на территории Казахстана скопилось более 20 млрд.т промышленных отходов при ежегодном поступлении около 1 млрд. т. 95% от общего объема добываемой руды попадает в отходы, зачастую чрезвычайно токсичные и размещенные в неприспособленных для хранения местах. Годовой объем образования токсичных отходов в республике составляет 84,4 млн. т, из них 63% - отходы цветной металлургии. Они сосредоточены преимущественно в Карагандинской – 29,4%, Восточно-Казахстанской – 25,7%, Костанайской – 17% и Павлодарской – 14,6% областях.
Нефтяная и газовая промышленность занимает первое место среди отраслей промышленности по объемам инвестиций. Несмотря на это, в основных районах нефтегазодобычи и нефтепереработки - Атырауской и Мангистауской областях - работы проводятся с применением отсталых технологий, устаревшего оборудования, что приводит к авариям и утечкам нефти. В результате общая площадь нефтяного загрязнения в Западном Казахстане составляет 194 тыс. га, а объем разлитой нефти - более 5 млн. т.
Практика сжигания попутного газа в факелах также наносит значительный экологический и экономический ущерб. Повышенный тепловой фон и подкисление компонентов окружающей среды вокруг месторождений при сгорании газа оказывают негативное влияние на почву, растительность, животный мир прилегающих к нефтяным комплексам районов, внося свой "вклад" в увеличение парникового эффекта.
Безвозвратные потери газа составляют более 740 млн. м3 в год. Отмечена зависимость повышенной заболеваемости населения в зоне Тенгизского нефтегазового месторождения (более чем в 6 раз выше областных показателей) от загрязнения атмосферного воздуха диоксидами серы и азота.
В результате повышения уровня Каспия оказались затопленными более 200 скважин и месторождений нефти, в том числе крупнейших – Каламкас и Каражанбас, что является угрозой не только биологическому разнообразию (в Каспии сосредоточено 90% мировых запасов осетровых рыб, большое количество видов орнитофауны, эндемик – каспийский тюлень), но и всей экосистеме Каспийского моря. За последние 10 лет улов промысловых рыб сократился в 10 раз.
Огромные территории Казахстана пострадали от деятельности военных полигонов и запусков космической техники. За период между 1949 и 1991 годами на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне было проведено 470 ядерных взрывов. Невозможно точно подсчитать число погибших; количество облученных достигло полумиллиона человек. На территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий подвержено радиоактивному заражению.
Особую тревогу вызывает состояние лесных угодий, которые, занимая всего около 4% от территории страны, являются местом обитания наиболее ценных и редких видов животных, 90% видов высших растений, известных в республике. Огромный ущерб лесным ресурсам наносят пожары – только в 1997 году сгорел лес на площади более 200 тыс. га.
Интенсивное загрязнение воздуха, воды и почв, деградация животного и растительного мира, истощение природных ресурсов привели к разрушению экосистем, опустыниванию и значительным потерям биологического и ландшафтного разнообразия, росту заболеваемости и смертности населения. Следствием подобных изменений является снижение качества жизни населения и неустойчивое развитие республики. В то же время, государственные расходы на охрану окружающей среды ы Казахстане остаются самыми низкими по странам Евразии. Они составляют не более 0,5 долл. США в год на одного человека. Основной причиной низкой эффективности существовавшей системы управления природопользованием была ресурсно-сырьевая политика природопользования без учета экологического и природного потенциала территорий, резкое сокращение финансирования природоохранных мероприятий из государственного бюджета.
Осложняет проведение природоохранных мероприятий и радикальное изменение системы имущественных прав в связи с крупномасштабной приватизацией. Если в долгосрочной перспективе приватизация предприятий открывает возможности для бережного отношения к ресурсам и охране окружающей среды, то в настоящее время она стала дополнительным источником неопределенности.
Начиная с 1989-1990 гг., в Казахстане начала формироваться новая экологическая политика переходного периода, ориентированная на развитие экономических методов регулирования природопользования, расширение прав и полномочий местных органов управления. Проведен широкомасштабный эксперимент по внедрению экономического механизма платы за загрязнение. Активизировались работы по инвентаризации источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, повысилась роль территориальных органов в управлении природными ресурсами, изменилось отношение предприятий к планированию своей деятельности, начал формироваться механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности.
После обретения независимости Казахстан неоднократно подтверждал свою приверженность идеям экологической безопасности и устойчивого развития, подписав итоговые документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-92), стал активным участником процесса «Окружающая среда для Европы», присоединился к важнейшим международным конвенциям по изменению климата, борьбе с опустыниванием и сохранению биоразнообразия.
Казахстан является постоянным участником международных форумов по охране окружающей среды, членом Комиссии Устойчивого Развития ООН, а также активно инициирует соглашения на двусторонней основе и региональном уровне. На прошедшей в рамках процесса НПДООС 22 апреля 1998 г. в Алматы региональной конференции министров окружающей среды было принято Совместное заявление министров стран Центральной Азии, предусматривающее подготовку Центральноазиатского Регионального плана действий по охране окружающей среды.
Переход к экологически безопасному и устойчивому развитию в настоящее время становится одним из приоритетных направлений стратегии развития Казахстана. В настоящий период Республика Казахстан находится на этапе перехода от централизованно планируемой - к рыночной открытой и регулируемой экономике. В стране происходят крупные экономические изменения и структурная перестройка. Трансформируется правовая и институциональная система.
Понимание того, что успех социально-экономических преобразований во многом зависит от проводимой в стране экологической политики, нашло отражение в правительственных решениях и в утвержденной Президентом Республики Казахстан Долгосрочной стратегии развития страны до 2030 года и ее составной части - Стратегии «Экология и природные ресурсы - 2030».
Основная цель долгосрочной экологической стратегии - гармонизация взаимодействия общества и окружающей среды, а также создание экологически благоприятной среды обитания. Для достижения поставленной цели выбраны четыре приоритетных направления:
- создание экологически безопасной окружающей среды;
- сбалансированное использование природных ресурсов;
- сохранение разнообразия животного и растительного мира;
- экологическое просвещение.
В рамках долгосрочной стратегии предусмотрено четыре этапа: 1998-2000 гг.; 2001-2010 гг.; 2011-2020 гг. и 2021-2030 гг. Для каждого этапа поставлены свои цели, определены приоритеты и задачи, которые необходимо решить с учетом гармонизации национальной политики с региональной и международной экологической политикой. НПДООС является частью общей стратегии и входит в её первый этап.
Имеющаяся правовая база в области охраны окружающей среды в целом обеспечивает правовые условия для реализации экологических проектов на территории Казахстана.
Основные принципы экологической политики государства нашли свое выражение в существующей правовой системе охраны окружающей среды. Деятельность по охране окружающей природной среды закреплена в качестве одного из важных направлений в Конституции Республики Казахстан 1995 года (ст. 31). Распоряжением Президента Казахстана в1996 г. одобрена Концепция экологической безопасности, которая определила стратегические направления экологической политики государства, а также систему организационных, правовых, экономических, социальных мероприятий по охране окружающей среды. В связи с необходимостью новых методов регулирования отношений по охране природы, использования прогрессивной системы экологических платежей и налогов потребовалось дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства. В 1997 г. принят Закон «Об охране окружающей среды», благодаря которому урегулирован широкий спектр вопросов в сфере общественных экологических отношений.
Основные положения закона «Об охране окружающей среды» также были развиты и дополнены принятием ряда документов. Так, в 1997 г. приняты законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе». Вопросы организации мониторинга окружающей среды и природных ресурсов решаются на основе принятых Правительством Республики Казахстан Положений о мониторинге лесных экосистем (1993), земель (1997), недр (1997). Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды готовятся положения о мониторинге окружающей среды, внесены в Правительство Республики Казахстан проекты законов «О радиационной безопасности», «Об экологическом контроле», «Об отходах производства и потребления», «О платежах за пользование биоресурсами». В 1997 г. приняты новые редакции Гражданского и Уголовного кодексов Республики Казахстан, в которые включены статьи об ответственности за нарушение экологического законодательства.
В 1998 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РК подготовлены и внесены в правительство проекты постановлений «О лицензировании деятельности по использованию природных ресурсов» и «О стандартизации и сертификации охраны окружающей среды».
Учитывая, что организация рационального природопользования является важнейшим элементом экологической политики Казахстана, а также то, что отношения по природопользованию составляют основу экономики государства, в республике принят ряд законов, регулирующих эту деятельность. Так, были приняты: в 1993 г. - Лесной кодекс, Водный кодекс, Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»; в1995 г - Указ Президента «О земле», в1996 г. – Указ Президента «О недрах и недропользовании», а также Закон «О нефти».
В настоящее время, однако, отсутствуют нормативные правовые акты Республики Казахстан, определяющие экологические, санитарно-гигиенические и другие требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние земель вследствие их загрязнения. Отсутствуют нормативы качества земель при их хозяйственно-бытовом и радиоактивном загрязнении, а также при некоторых видах биологического загрязнения.
Оценивая в целом состояние экологического законодательства Республики Казахстан как удовлетворительное, следует отметить, что для обеспечения более полного и эффективного правового поля требуется усиление контроля за исполнением существующих и разработка ряда новых нормативно-правовых актов. Одна из причин неудовлетворительной деятельности по исполнению законодательства - нестабильность органов системы государственного управления природными ресурсами и государственного контроля в области охраны окружающей среды.
В настоящее время значительно усилена деятельность по международным экологическим конвенциям и соглашениям, направленным на решение приоритетных проблем НПДООС. Ведется активная деятельность по 5-ти экологическим конвенциям и соглашениям.
1. Конвенция по изменению климата. Казахстан, являясь стороной Конвенции по изменению климата, активно поддержал инициативы Всемирного Банка и других стран по созданию рынка углеродных кредитов. Названные инициативы позволяют реализовать приоритетные проекты по энергосбережению. Казахстаном подписан Киотский Протокол, ведётся работа над Национальной Стратегией и Планом действий по сокращению эмиссии парниковых газов с включением в него приоритетных проектов.
2. Конвенция по биоразнообразию. Разработана и утверждена Национальная Стратегия и План действий по сохранению и сбалансированному использованию биоразнообразия. Казахстан является инициатором организации ряда региональных семинаров для стран Европы и Центральной Азии по этой проблеме. Стратегия и план действий включают приоритетные проекты НПДООС.
3. Конвенция по борьбе с опустыниванием. Завершается разработка Национальной Стратегии и Плана действий по борьбе с опустыниванием, ориентированного на решение проблем деградации земель. Составляется обзор существующих сетей и организаций Казахстана, работающих в области опустынивания.
4. Конвенция по защите озонового слоя. Завершается подготовка Национальной программы по изъятию озоноразрушающих веществ. Программа будет включать План действий, прогноз изъятия этих веществ, а также ряд проектов. Цель проектов – сократить потребление озоноразрушающих веществ в Казахстане в соответствии с требованиями Монреальского Протокола.
5. Синергизм конвенций. Для координации работ по конвенциям в составе НЭЦ УР сформирован Комитет международных экологических конвенций. В его состав вошли национальные координаторы по экологическим конвенциям. Работа по конвенциям ведется согласованно с мероприятиями по реализации проектов НПДООС.
Для эффективной реализации конвенций и соглашений на национальном уровне создана единая информационная база данных, принята единая структура национальных стратегий, оптимизирована процедура их подготовки и утверждения. Создается Единая межведомственная комиссия с участием заинтересованных министерств и НПО. В её функции войдут обеспечение реализации обязательств, взятых Правительством по международным экологическим конвенциям, выработка механизмов взаимодействия, информирование и вовлечение общественности.
© Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002
© А.М. Шалинский, 2002
|