|
Распад СССР в 1991 году привел к появлению на мировой арене новых самостоятельных государств, большая часть из которых оказалась не в состоянии в короткие сроки приспособиться к новым реалиям. Процесс дезинтеграции привел к частичному, а местами и полному разложению прежних хозяйственных, политических, экономических, научных и культурных связей. Практически повсеместно произошло резкое снижение уровня жизни населения, падение уровня ВВП, сокращение более чем на 60% капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Ответом на эти негативные процессы стало постепенное и поэтапное сближение бывших советских республик в рамках Содружества Независимых Государств. Не последнюю роль в процессах интеграции играла и играет Россия, стремящаяся к созданию благоприятного международного окружения, преодолению возросшей опасности технического и технологического отставания из-за потери прежних партнеров в наукоемких и высокотехнологических отраслях народного хозяйства.
Важнейшей задачей России была и остается необходимость подтверждения и укрепления статуса самостоятельного геополитического центра мира, используя свой и оставшийся в наследство от СССР арсенал ресурсов. В числе таких ресурсов особое место занимает все еще мощный научный и научно-методологический потенциал и конкурентоспособная система образования. Таким образом, одним из ключевых факторов определяющих необходимость активного участия России в международном сотрудничестве в сфере образования и науки является обеспечение национальной безопасности страны.
Прежнее понимание национальной безопасности, в основном предполагавшее защищенность общества от внешней военной угрозы, охрану государственных границ и секретов, при всей своей важности уже в полной мере не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Важным достижением стало появление такого понятия как «социальная безопасность», под которой подразумевают защищенность жизненно важных интересов социальных слоев и групп, сохранение и развитие человеческого потенциала, системы жизнеобеспечения и ценностей, норм и принципов правового и нравственного поведения. Безусловно, что весомую роль в развитии и укреплении этого направления играет наука и образование в Российской Федерации, которые способны обеспечить национальную безопасность страны в условиях реинтеграции культурных сфер с бывшими советскими республиками.
Что касается других стран-участниц СНГ, то процессы развития сфер образования и науки после распада СССР проходили по-разному. Обретенная бывшими советскими республиками самостоятельность предоставила их образовательным системам довольно широкий простор в выборе направлений дальнейшего развития, в выборе партнеров, ориентиров.
Так, социально-политические потрясения в Армении затронули и сферу образования. В учебные планы стали включаться новые предметы без детального и глубокого анализа их целесообразности для школ; начались кампании с целью полного перехода на обучение на родном языке; в конце 1980-х гг. появляются первые частные школы. Большинство этих и других нововведений проводились с целью внедрения западных моделей и методов обучения без учета национально-культурных особенностей, традиций и организационных возможностей, что привело к плачевным результатам. Произошло фактическое разрушение системы образования.
В Казахстане, на протяжении последних десятилетий, развитие образования и педагогической мысли шло в неразрывной связи с СССР, распад которого вызвал необходимость самостоятельного принятия решений, проведения реформ, преодоления многочисленных проблем. На протяжении большого периода времени Россия оказывала значительное влияние на этот регион. К 1990 году лишь треть детей училась в школах на казахском языке, а в русскоязычных школах казахский вообще не преподавался. Сейчас же камнем преткновения стала смена приоритетов в политике самого Казахстана. Произошел переход от славянской основы преподавания на тюркскую, и на сегодняшний день казахские школы более гораздо более однообразны этнически, а количество обучающихся в них детей других наций незначительно. В русскоязычных школах ощущается острая нехватка учебной литературы, поэтому в значительной мере используются российские пособия, что приводит к конфликтам органами управления образованием.
Как и в Казахстане, во многих других странах Содружества резко сократилось число русскоязычных школ: в Туркмении - более чем на 71%, в Молдавии- на 65%, в Узбекистане- на 47%, в Киргизии- на 46%.
За последние 6-7 лет произошло резкое снижение интеллектуального потенциала Украины, что объясняется миграцией научных кадров страны за пределы государства. Свыше 1300 докторов и кандидатов наук ежегодно покидают свои лаборатории.
Таким образом, негативные последствия разрыва научных связей и некогда единого образовательного советского пространства незамедлительно сказались на снижении качества получаемого образования, несбалансированности образовательных структур и объемов выпускаемых высококвалифицированных специалистов, на миграции научных кадров.
В сложившихся условиях ни одно государство СНГ не было в состоянии самостоятельно занять достойное место в структуре международного образования. Поэтому у большинства государств-членов Содружества, сумевших сохранить близость педагогических, научно-методологических, культурных и организационных основ образовательной системы, не оставалось никакой другой перспективы кроме воссоздания единого образовательного пространства. Поэтому уже 15 мая 1992 года главы правительств СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в области образования в целях проведения согласованной политики, разработки путей и механизмов практической реализации совместных многосторонних проектов. В сентябре 1993 год на II Конференции министров образования государств-участников Содружества в Минске были подписаны договоренности о взаимном признании документов об общем среднем, начальном и среднем профессиональном образовании, что заметно облегчало возможности для получения образования в любой из стран, примкнувших к договору.
Важным этапом на пути формирования единого образовательного пространства стал договор между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, заключенный в апреле 1996 года. А 17 февраля 1997 года главы правительств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Украины и России подписали новое соглашение о сотрудничестве в деле формирования единого образовательного пространства СНГ и определили концепции, основные принципы и условия дальнейшей деятельности. Для реализации условий Соглашения в марте 1997 года был создан Совет по сотрудничеству в области образования, в состав которого вошли полномочные представители этих стран, а также Международная академия наук высшей школы. В качестве наблюдателей в Совете представлены Европейская ассоциация университетов, рад международных организаций. Основными направлениями деятельности Совета стали:
1. разработка нормативной базы функционирования единого образовательного пространства;
2. создание системы его информационного обеспечения;
3. формирование общих подходов к аттестации и аккредитации учебных заведений; признанию документов об образовании, ученых степенях и званиях; разработке стандартов образования;
4. координация деятельности образовательных структур государства на международной арене.
Для реализации работы по перечисленным направлениям учреждены комиссии, которые возглавляются представителями руководства министерств и высших аттестационных комиссий. Кроме того, уже начата работа по созданию каталога учебно-методических изданий и справочника учебных заведений стран-членов Содружества.
На самом деле все еще остро стоит вопрос о действительной возможности создания в рамках СНГ единого образовательного пространства, так как сохраняется большое число неразрешенных вопросов, препятствующих полномасштабной реинтеграции. Большинство принимаемых соглашений в области образования либо не действуют вообще, либо выполняются кое-как. Реинтеграция сдерживается структурной неоднородностью экономик государств-участников Содружества; активными миграционными процессами; быстрым расширением сфер использования национальных языков, сопровождающимся резким сужением круга использования русского языка; культурной переориентацией на западные модели развития.
В складывающейся обстановке России будет все труднее обеспечить защиту своих национальных приоритетов и интересов в области науки и образования в рамках ближнего зарубежья. Для преодоления этого состояния уже в кратчайшие сроки РФ должна решить свои внутренние проблемы в названных областях. Определенные надежды на возрождение отечественного образования и науки связываются с принятием в январе 2000 года Национальной доктрины образования, устанавливающей приоритетность этой сферы в политике государства, как одного из решающих факторов способности страны в полной мере реализовать национальную культурную безопасность. Теперь лишь только время станет арбитром в решении этой проблемы.
© Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002
© А.В. Никифоров, 2002
|