ПРЕДИСЛОВИЕ

Начало Содержание Общая информация об издании English



Конец XX века ознаменовался кардинальными переменами как в глобальных, так и в региональных масштабах. Наиболее серьезные изменения произошли на 1/6 части сухопутной площади земного шара, принадлежавшей самому крупному в мире государству – Советскому Союзу. Огромные территории на европейской и азиатской частях континента входили в состав страны, в рамках которой осуществлялась жесткая политика создания однородного идеологического пространства, весьма пестрое этнокультурное разнообразие которого подлежало, по крайней мере, частичному нивелированию, вплоть до слияния его составляющих в единый советский народ. Этим утопическим целям не было суждено, однако, осуществиться.
С распадом СССР исчезла прежняя идеологическая детерминанта внутренней и внешней государственной политики, а также социальных процессов, сфера контроля над которыми со стороны государства значительно сузилась. Образовавшийся идеологический и мировоззренческий вакуум интенсивно заполняется национализмом. Происходят процессы этнокультурного и тесно связанного с ним религиозного возрождения, в ходе которого имеет место возвращение к корням этнической идентичности, повышение иерархической значимости последней в рамках индивидуальной и групповой самоидентификации.
Неудивительно, что самые различные социальные и политические процессы на постсоветском пространстве весьма часто оказываются "окрашенными" этнокультурной спецификой даже в тех случаях, когда такая специфика, казалось бы, не играет сколько-нибудь выраженной роли. В самом деле, этнокультурный фактор не только достаточно очевидно присутствует в таких сферах, как государственная идеология, язык, религия и т.п., но и, порою неявно, влияет на формирование государственной политики в областях социального, обеспечения, образования, экологии и др., процессах становления гражданского общества и формирования политической системы. Характерно, что в рамках политической борьбы и правящие режимы и оппозиция (порою действующая нелегально) активно используют этничность и религию для легитимизации своих действий и мобилизации поддержки.
Этнокультурное измерение выраженно проявляет себя не только в во внутренней социальной жизни постсоветских государств, но на уровне их международных отношений. Переориентация внешнеполитического курса стран бывшего СССР мотивируется национальными интересами, нередко отождествляемых с интересами титульного этноса. В новых условиях, например, повысилось значение идей этнокультурной (например, славянской или тюркской), а также религиозной (православной, исламской и т.д.) солидарности, хотя использование таких идей в рамках международных отношений постсоветских государств и входящих в их состав автономных образований пока имеет, как правило, инструментальный характер.
Несколько более самостоятельное значение этнокультурный компонент может приобретать в этнических конфликтах, таких, как нагорно-карабахский, абхазский, приднестровский. Хотя и этничность, и религия многими экспертами объявляются лишь инструментами в борьбе элит за перераспределение экономических (собственность), социальных (статус) и политических (власть) ресурсов, однако ситуацию во многом определяют, все же, внутренние логика и закономерности развития конфликта; и вопрос защиты интересов титульного этноса или этнического меньшинства порою существенно сужает элитам конфликтующих сторон возможности для маневра.
Наконец, после распада СССР с "блоково-идеологической" на этнокультурную или цивилизационную сменилась "окраска" геополитической ситуации на постсоветском пространстве. Даже если в данном случае речь идет, в основном, о субъективном восприятии ситуации некоторыми аналитиками и политиками, соответствующие установки (типа "желтой опасности", "наступления ислама", "угрозы возрождения Советской (Российской) империи" и т.п.) в большей или меньшей степени, но при этом практически бесспорно, оказывают определенное влияние на процесс принятия внешнеполитических решений в государствах СНГ и других странах, претендующих на особую роль на пространстве бывшего СССР. "Этнокультурное измерение" геополитики постсоветского пространства пока проявляется, преимущественно, в рамках либо уже упомянутых и других алармистских конструкций, либо идей создания блоков на основе этнолингвистической и культурной общности. При том, что такого рода идеи и намерения зачастую имеют декларативный характер, не подкрепляясь экономическими возможностями и другими реалиями, их роль не следует недооценивать хотя бы в качестве достаточно устойчивых установок, оказывающих влияние на процесс принятия внешнеполитических решений соответствующих государств и деятельность других заинтересованных сил.
Рассмотренные выше социальные и политические процессы нашли отражение во включенных в настоящий сборник статьях. В разделе "Международные отношения и безопасность" анализируются проблемы как локального, так и регионального масштаба. Работа О.В. Боронина иллюстрирует роль этнокультурной составляющей геополитики, которая, порою, может проявляться даже при осуществлении экономических проектов на уровне административного региона, в качестве которого выступает автодорога Алтай-Синьцзян. Угроза геополитической (в том числе, демографической) экспансии со стороны Китая в данном случае выступает в качестве основного возражения против реализации, казалось бы, лишенного существенного политического значения проекта строительства этой автодороги. В статье же С.В. Голунова рассматриваются пограничные проблемы постсоветской Центральной Азии, значительная часть которых стала незапланированным следствием проводившейся в советский период политики национально-территориального размежевания. В условиях, когда идеологическим основанием государственности бывших советских республик является национализм, попытки использовать это основание для конституирования суверенитета в определенных территориальных рамках порою вступают в противоречие с интересами не только соседних государств, но и многочисленных этнических меньшинств, которые в приграничных районах нередко составляют большинство. Этнокультурный аспект в той или иной мере присутствует и в других проблемах пограничной безопасности, включая нелегальную миграцию, экстремизм, контрабанду, вопросы экологического характера и т.п.
Следующий блок посвящен религиозным проблемам, которые, как уже было отмечено, тесно взаимосвязаны с проблемами этническими. Это хорошо иллюстрирует статья В.М. Викторина, посвященная деятельности так называемой "ваххабитской" общины в г. Астрахани. Как показано в работе, это явление существует в довольно ограниченных этнических и клано-территориальных рамках (аварцы и даргинцы определенных общин), представляя собой форму существования в окружающей социальной среде и реакцию на порочные аспекты социальных отношений в той же дагестанской общине Астрахани. Тема статьи Мутахира Ахмеда включает в себя проблематику как религиоведения (исламский фундаментализм), так и международных отношений (влияние событий в Афганистане на ситуацию в Центральной Азии). Движение "Талибан", которое находится в фокусе внимания автора, довольно специфично, имея радикальный религиозный характер, но основываясь, вместе с тем, на определенной этнической базе, которую составляют пуштуны. Учитывая, что Афганистан тесно связан в этнокультурном плане с постсоветской Центральной Азией, мнение автора о том, что полная дестабилизация ситуации в первом будет иметь далеко идущие негативные последствия для его северных соседей и других заинтересованных сторон, представляется вполне обоснованным.
Включенная в раздел "Культура" работа Фреды Фуллер Корси посвящена теме взаимосвязи языка, культуры и идентичности в рамках постсоветского пространства. На примерах Украины и Азербайджана показано, как языковые проблемы могут приобретать политическую роль, становясь при этом, в ряде случаев, серьезным толчком к обострению межэтнических противоречий. Это происходит ввиду тесной взаимосвязи языка с этнической идентичностью, которая была частично утрачена в советский период, и поиск которой, в условиях переходного периода приобрел сильную политическую и идеологическую окраску.
Темы двух статей, представленных в настоящий сборник, не вполне вписываются в заданные его названием хронологические рамки, однако затрагиваемые в этих работах проблемы имеют весьма высокую актуальность в контексте рассматриваемой проблематики современного периода. В статье В.Н.Косторниченко (раздел "История") предметом анализа стало происходившее в 1920-40 гг. соперничество Советской России, а затем СССР и западных нефтяных компаний за месторождения в Северном Иране. В этом соперничестве проглядывают контуры современной ситуации вокруг месторождений сырьевых ресурсов Прикаспия. В обоих случаях заинтересованным сторонам пришлось действовать на фоне национального подъема, происходившего в странах, располагавших месторождениями сырьевых ресурсов. Это требовало от конкурентов учета культурных, религиозных этнопсихологических и других особенностей стран, в которых разворачивалось действие. Показательно, что соперники, включая представителей СССР, совсем не брезговали закулисными средствами, включая прямой подкуп представителей власти, организацию массовых недовольств против неугодных решений и т.п. Вполне возможно, что доступная большинству современных наблюдателей информация о соперничестве за сырьевые ресурсы Прикаспия, также как и в случае с Северным Ираном, является лишь верхушкой айсберга, и более адекватная картина может проявиться лишь по истечении длительного времени.
По-прежнему сохраняет высокую актуальность и тема работы Томаша Камуселлы (раздел "Рецензии, обзоры"), рассматривающего работу "История этносов Великой Степи", фактически подведшей итог творчеству выдающегося русского этнолога Л.Н.Гумилева, концепция которого, наряду со взглядами ряда других теоретиков, послужила обоснованием переживающих в настоящее время ренессанс идей евразийства. После распада СССР эти идеи, в свою очередь, стали рассматриваться в качестве идеологического обоснования сохранения единства евразийского пространства, несмотря на принадлежность его населения к различным этнокультурным и религиозным общностям, цивилизациям. Согласно автору, во взглядах Гумилева отвергается стереотип "примитивного, нецивилизованного азиата", и, вместе с тем, признается глобальная роль России и русских в качестве суперэтноса, доминирующего на евразийском пространстве.
Одним из главных приоритетов Центра региональных и трансграничных исследований является поддержка молодых исследователей, занимающихся проблемами, которые находятся в тематической сфере ее научных интересов. Данной цели служит публикация тезисов в рубрике "Работы молодых исследователей". Три работы, принадлежащие А.Бекбосун кызы, А.Никифорову и А.Шалинскому посвящены внутренним проблемам новых государств: соответственно становлению института политической оппозиции в Кыргызстане, обеспечению национальных интересов России в условиях намечающихся тенденций к реинтеграции образовательного пространства СНГ и экологической политике Казахстана. В работе же Е.В.Архиповой анализируются внешнеполитические аспекты карабахского конфликта, связанные с ходом переговорного процесса по его урегулированию.
Данный сборник открывает серию ежегодных публикаций Центра региональных и трансграничных исследований. Хотелось бы надеяться, что эти публикации послужат цели развития сотрудничества между российскими и зарубежными научными центрами и отдельными исследователями, в сферу научных интересов которых входит изучение социальных и политических процессов на пространстве бывшего СССР.

С.В. Голунов






© Центр региональных и трансграничных исследований ВолГУ, 2002
© С.В. Голунов, 2002



Hosted by uCoz